КИЕВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
ДЖАЗОВАЯ АКАДЕМИЯ
Russian English
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ДЖАЗОВЫЙ АБОНЕМЕНТ

Пресса: Михил Борстлап, 14-15 февраля 2009

Михиль Борстлап собирает аншлаг

Публика, вероятно, уже привыкла к тому, что зал консерватории на концертах Международного джазового абонемента в последнее время полупустует. Тем более приятно (в условиях того, что называется на букву "К" и о чём уже не принято говорить вслух) было наблюдать там аншлаг 15-го февраля. Очевидно, не зря на концерте появилась добрая половина дипкорпуса и масса джазовых, околоджазовых и просто музыкальных персонажей. Очевидно, сработала рекламная кампания концерта, а может быть, само имя пианиста, заявленного в качестве хедлайнера, было знакомо большинству околоджазовых "селебритиз". Выступал замечательный голландский пианист и композитор Михиль Борстлап (Michiel Borstlap) в компании с Сирилом Директи на ударных и Аркадием Овруцким на контрабасе и бас-гитаре.

Ваша покорная слуга, признаться, давно уже не слышала такого яркого во всех смыслах исполнения на фортепиано (в последнее время больше везло на саксофонистов, которых МДА поставлял в Киев с завидной регулярностью - надо отметить, тоже достаточно серьезного уровня). Удивительно сочный и чистый звук, и это при великолепной, показательной технике. Не жалел Борстлап рояль, нет. О мощности удара Борстлапа говорит ставший притчей во языцах случай с концерта – внезапно расстроилась одна клавиша. Сидевший рядом со мной профессиональный настройщик едва не лишился чувств, когда могучий пианист пару раз на нее нажал. Так и видится треснувший молоточек, пострадавший от внушительных пассажей голландца. Но даже из расстроенного рояля Борстлап может сделать шоу: порой музыкант просто давал злополучную ноту и слушал ее. Звук мощным смогом-облаком поднимался из-за рояля и проникал во все уголки зала.

В который раз была загипнотизирована и техникой игры на ударных. Аркадий же Овруцкий, - словно не от мира сего, - привычно исполнял медитативные движения бедрами и вглядывался в контрабас. Отметила для себя, что Борстлап обладает удивительным даром вести за собой ритмсекцию.

В программе выступления прозвучали эвергрины, классика фанка - Cantaloupe Island Херби Хэнкока (Herbie Hancock), - произведения Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Программа была скорее классической, хотя contemporary и nu-jazz пианист исполняет с неменьшей вдумчивостью. Часто современные клавишники пытаются придать фортепиано нервности и отрывистости, а Борстлап на полную использует мощь и звук рояля, при этом выдерживает четкий ритм, даже вводя в композиции характерные черты стиля lounge. Отличная жизнерадостная авторская вещь Борстлапа Cherish your sunshine с ритмами сальсы и самбы заставила Овруцкого пританцовывать, а ударника превратила в многорукого Шиву, - Сирил справлялся и с маракасами, и с палочками одновременно.

Мне посчастливилось лично поблагодарить за концерт самого Михиля и его коллег из трио. Маэстро оказался весьма высокого роста, с приятным обволакивающим взглядом и смешным акцентом. Единственное, за что было обидно после концерта, - за то, что Михилю пришлось коленками упираться в рояль – не рассчитана была высота на такой класс исполнения.

Авторы: ДАРИЯ СЕМЕНЕНКО (UaJazz.com)
Фото: ДМИТРИЙ ТУЙОН


Михил Борстлап: джаз по-нидерландски

Сдвоенный репортаж о концерте подготовили Артур Ямпольский и Юрий Руднев.

А.Я.: Первый в новом году концерт Международного Джазового Абонемента, состоявшийся 15 февраля, собрал практически полный зал киевской консерватории. И это наглядно продемонстрировало: экономический и политический кризис никак не сказался на интересе к джазу со стороны украинских ценителей музыки.

Ю.Р.: Но стоит отметить, что украинские ценители музыки, по крайней мере, на дорогих местах не составляли однозначное большинство. Достаточно неожиданно концерт МДА стал событием не только в музыкальной жизни столицы, но и в жизни дипломатической. Партер Национальной музыкальной академии имени П.И. Чайковского кого угодно мог заставить усомниться, что здесь проходит джазовый концерт. Количество присутствующих дипломатов скорее наводило на мысли о закрытом приеме, устроенном Посольством Королевства Нидерланды. Послы США, Бразилии, Алжира, Болгарии, Японии, представители офиса НАТО и многие другие официальные лица вполне демократично расселись среди не обладающих неприкосновенностью меломанов. И, похоже, их даже не особо смущал давно не ремонтировавшийся зал консерватории с откровенно потертыми зелеными креслами. Как удалось выяснить у организаторов, насладиться джазом высокие гости были приглашены лично послом Королевства Нидерланды Роном Келлером. Ведь именно при поддержке голландского посольства и состоялся очередной концерт Абонемента. Но тут интересно другое: подобные приглашения рассылаются достаточно часто, а вот откликаются на них дипломаты, особенно в таком количестве, далеко не всегда. Видимо, дело в том, что именно звучало этим вечером со сцены.

А.Я.: А на сцене выступал известный голландский пианист Михил Борстлап (Michiel Borstlap). Известность пришла к нему в 1996 году, когда музыкант выиграл конкурс имени Телониуса Монка, где председателем жюри был знаменитый Херби Хэнкок. С тех пор музыкант – один из самых известных европейских пианистов.

Ю.Р.: По словам самого Михила, победа в конкурсе серьезно повлияла на его становление как музыканта. И дело не только в том, что его имя стало известным. А и в том, что когда твои пьесы записывают, а потом на протяжении семи лет исполняют на концертах такие гиганты, как Херби Хэнкок и Уэйн Шортер, это меняет твою самооценку, заставляет ставить перед собой более высокие цели.

А.Я.: Сольная карьера Михила Борстлапа началась сразу после победы в конкурсе. И вот уже на протяжении 12 лет он записывает очень разную музыку. В его дискографии есть альбом акустических посвящений Weather Report, альбом музыки Телониуса Монка, импровизационный дует со знаменитым английским барабанщиком Биллом Бруфордом. Последняя работа музыканта – альбом «Eldorado», выпущенный в 2008 году. Это модный сейчас как в Европе, так и в Америке поп-джаз с множеством заимствований из танцевальной и современной клубной музыки.

Ю.Р.: Желание создавать коммерческую музыку у Борстлапа появилось не очень давно. Большинство альбомов музыканта достаточно сложные и серьёзные. Так, из трех релизов 2008-го года уклон в сторону популярной культуры прослеживается только на диске «Eldorado». А вот альбомы «Monk. Volume One» и «In Two Minds» совершенно другие. Своеобразный трибьют Телониусу Монку, записанный вместе с Ханом Беннинком и Эрнстом Глерумом (к слову, самыми частыми и любимыми партнерами Борстлапа), это интересный пример современного фортепианного трио. А дуэт с барабанщиком Биллом Бруфордом «In Two Minds» по-хорошему удивляет свободой импровизации. Тут тоже присутствует электронное звучание, но не современное клубное, а, скорее, в лучших традициях прогрессивного рока. Поэтому, увидев на официальном сайте Михила сообщение, что в Украину он едет с программой «Eldorado», появились опасения, что концерт будет коммерческими и электронным. К счастью, опасения эти не оправдались: на сцене не было синтезаторов. Только рояль. Увы, не лучший и с «дополнительными клавишами», как пошутил сам пианист. Однако даже недостатки инструмента тонкий импровизатор из Голландии смог обыграть и превратить в достоинства.

А.Я.: В Киеве Михил Борстлап представил акустическую программу, в рамках которой исполнил несколько стандартов Коула Портера, Дюка Эллингтона, Херби Хэнкока, прозвучали и авторские композиции пианиста. Его партнерами на сцене в этот вечер были голландский барабанщик Сирил Директи (Cyril Directie) и басист Аркадий Овруцкий (он же и продюсер Международного Джазового Абонемента). Концерт состоял из одного сета. Михил играл нешаблонно и крайне эмоционально. Обращали на себя внимание весьма «нестандартные» прочтения стандартов. Как, например, «Cantaloupe Island» Херби Хэнкока…

Ю.Р.: …или посвященная «всем влюбленным» (а именно так анонсировался в прессе концерт музыканта) композиция «My Funny Valentine». Борстлап сыграл ее соло в самом начале концерта. И сыграл настолько свободно, что сразу стало ясно – концерт не разочарует.

А.Я.: Интересно было слушать эксперименты Михила с «препарированным роялем». Музыкант часто вставал со своего стула и прижимал струны инструмента рукой, создавая тем самым ни с чем не сравнимый звук. Ближе к концу концерта оказалось, что вокальный микрофон музыканту установили не только для того, чтобы он представлял пьесы. Во время исполнения одной из композиций Михил запел. Это была авторская пьеса, которая, по словам самого музыканта, посвящена бару, находящемуся неподалеку от его дома в Амстердаме. Не отставал от лидера и барабанщик Сирил Директи. На протяжении концерта он сыграл несколько сложных, техничных соло, получив за это заслуженную порцию аплодисментов от киевских слушателей. Вообще же связка Михил – Сирил работала, как часовой механизм. Их совместные импровизации были наполнены настоящим музыкальным юмором. Аркадий Овруцкий также исполнил сольный бас-гитарный номер в середине сета.

Ю.Р.: После концерта Михил Борстлап и Сирил Директи вышли в вестибюль консерватории раздавать автографы. Пианист с обворожительной улыбкой общался с украинскими меломанами не меньше двадцати минут. В это время киевляне достаточно активно приобретали последний диск голландца «Eldorado» (других релизов менеджер Борстлапа почему-то не привез в Украину). Увы, записанная на нем музыка отличается от того, что звучало со сцены. И, если судить по первым отзывам в блогах, разницу многим не компенсировал даже автограф Михила.

А.Я.: Постепенно киевская джазовая жизнь выходит из «зимней спячки». Начало Международному Джазовому Абонементу в 2009 году положено. Вне всякого сомнения, первый концерт оказался успешным как в творческом плане, так и в плане посещаемости. Остается надеяться, что для будущих концертов Аркадий Овруцкий будет приглашать столь же интересных музыкантов.

Автор: АРТУР ЯМПОЛЬСКИЙ и ЮРИЙ РУДНЕВ (www.jazzinkiev.com)
Фото: ЮРИЙ РУДНЕВ
Фотогалерея с концерта


Праздник души: в Киеве состоялся концерт трио лучшего пианиста Голландии Михила Борстлапа

15 февраля в Киеве состоялся концерт трио знаменитого голландского пианиста и композитора Михила Борстлапа с программой ко Дню всех влюблённых. Концерт проходил в рамках VIII сезона Международного джазового абонемента.

В составе трио Михила Борстлапа выступили лидер Международного джазового абонемента басист Аркадий Овруцкий, который специально прилетел для этого концерта из Нью-Йорка, и барабанщик Сирил Директи, которого знают по совместной работе с Кенди Далфер и Саскиа Лару. Музыканты не раз пересекались на сценических площадках Европы: в последний раз они с успехом выступили в московском клубе в сентябре 2008 года.

Что касается киевского концерта, то это был настоящий праздник души и сердца. А выход трио на бис стал лучшим подарком ко Дню влюблённых для всех присутствующих на концерте. После выступления Михил Борстлап и Сирил Дикерти с удовольствием общались с ценителями их творчества, раздавали автографы и фотографировались со всеми желающими.

Источник: NEWSru.ua


МІХІЛЬ БОРСТЛАП, ГОЛЛАНДСЬКИЙ ЧАРІВНИК

У столиці поновилися концерти Міжнародного джазового абонементу -- першого в Києві регулярного циклу джазових концертів за участі світових зірок. За три роки організатор абонементу нью-йоркський киянин Аркадій Овруцький і його колеги мали гучні успіхи і прикрі невдачі, коли затишний зал Національної музичної академії залишався напівпорожнім. На День закоханих (чи, радше, вік-енд закоханих) Овруцький запросив голландця Міхіля Борстлапа -- і вгадав на сто відсотків! 14 лютого в Сімферополі і 15 лютого в Києві тріо Борстлап -- Овруцький -- Діректі дивувало, вражало, захоплювало.

Джаз, що народився в космополітичній Америці, справедливо вважають музикою інтернаціональною. Ритмічна організація і більшість прийомів є звичними і зрозумілими як виконавцям, так і слухачам в усьому світі. Але джаз Борстлапа -- саме голландський погляд на цей вид музичного мистецтва.

Показовою в цьому плані стала композиція, яку на київському концерті піаніст-віртуоз виконав «на біс». Настрій твору -- мінливий, як голландська погода: початкове соло Борстлапа дещо депресивне, за умовним вікном у кімнаті композитора в цей час мають падати важкі дощові краплі, а з-за непроглядних хмар може вже й ніколи не визирне сонце; коли ж Міхіль дозволяє вступити ударній установці (Сиріл Діректі) і контрабасу (Аркадій Овруцький), поступово «розвиднюється», і спільне потужне forte знаменує перемогу тепла і світла; згодом настає тихий вечір, дзвони собору (фантастично чутливий перебір тарілок у виконанні Сиріла Діректі) кличуть на вечірню службу; наприкінці зовсім тихими звуками Борстлап позначає прихід ночі...

Київський виступ голландця став мікстом джазових стандартів і власних творів Міхіля Борстлапа. Іспанські мелодії, блюз, твори Дюка Еллінгтона -- це мала частинка півторагодинного виступу, який дуже швидко добіг кінця. Рояль голландського чарівника звучить у класичній джазовій манері, та може бути також «струнним», коли Міхіль видобуває звук з “нутрощів” інструмента, крім того, Борстлап непогано співає, а ноги в разі потреби замінюють чи то метроном, чи то барабани.

Сиріл Діректі ще раз довів, що першокласний барабанщик -- основа будь-якого джазового колективу; особливо промовистими були його piano -- ледь помітне «замішування тіста» чергового соло у виконанні маестро за роялем. Аркадій Овруцький у своїй традиційній медитативній манері зливався воєдино з музикою Борстлапа, а в середині концерту на дві-три композиції «зрадив» контрабасу і яскраво проілюстрував джазові можливості електрогітари, залишившись із глядачами наодинці.

Цікаво, що київський концерт Борстлапа не продемонстрував і половини творчих можливостей голландця. В одному з анонсів обіцяли «ельдорадо груву і ліричних мелодій, електронних ефектів і джазових імпровізацій». Так от -- ліричні мелодії і джазові імпровізації були, а «грув» і «електронні ефекти» композитор залишив на диску «Ельдорадо» (2008), цілком доступному на офіційному сайті (michielborstlap.com). Здається, від цього виступ став ціліснішим.

Електронне звучання Борстлапа зразка 2008 року -- така собі данина європейській моді на джазову еклектику. Крім цих експериментів, в арсеналі голландця -- чудове виконання творів Шопена в класичній манері; Міхіль також писав і музику для кінофільмів, а 2003 року в прямому ефірі телекомпанії «Аль-Джазіра» відбулася прем’єра першої арабської опери «Авіценна», автором якої є Борстлап.

Якщо нагода послухати гостя з Голландії випаде українцям ще раз -- не пропустіть, цей чарівник обов’язково здивує знову.

Автор: Антон ШУЛЬГА ("Демократична Україна")


Борстлап "смакував" джаз у Києві

VIII сезон Міжнародного джазового абонементу потішив київського слухача виступом відомого голландського піаніста і композитора Міхіла Борстлапа (Michiel Borstlap). У складі заявленого тріо також виступили вже давно всім відомі басист Аркадій Овруцький і барабанщик Сиріл Діректі (Cyril Directie). Відвідавши з концертом Сімферополь, музиканти і столичному слухачеві подарували по-справжньому романтичний вечір.

Борстлап тримав аудиторію в тонусі. Він розпочав програму своїм сольним виступом і далі протягом концерту щоразу перебирав на себе лідерство. Незвичним сольним виступом "пригостив" столичного джаз-мана Аркадій Овруцький. Композиція, виконана на бас-гітарі, "струхнула" аудиторію і сприйнялася просто "на ура". Звісно, це не перший і не останній концерт, організований лідером Київського міжнародного джазового абонементу. Попереду ще не один візит виконавців, крім того, столичну аудиторію "пригостять" чимось радикально новим. Чекаємо.

Аудиторія подібних заходів фактично незмінна, хоча й реагує щоразу по-новому. Від малого до великого – ці люди зустрічаються у стінах консерваторії без попередніх домовленостей. І так – щоразу.

Але варто розуміти, що є таке європейський джаз і що є джаз американський. І загалом, звідки походить джаз. Скажімо, як на європейський джаз, Борстлап заслужив свою славу відносно нещодавно і стрімко почав розвивати свою кар’єру. Він співпрацював з багатьма видатними джазовими музикантами, зокрема, з Хербі Хенкоком - джазистом 60-70 років , яскравим техно-сюрреалістом і саксофоністом Вейном Портером, який побував у складі американського джаз-фьюжена "Weather Report". Крім того, він працював із Джино Ванеллі, у чиїх композиціях часто відчутні елементи хард-року, а також грав із Джиммі Хесліпом, Петом Метіні, Джорджем Дюком. Зрозуміло, музикант запозичив багато елементів, якими користується для виконання своїх композицій. Скажімо, його останній альбом під назвою "Eldorado" відомий як проект у сфері електронної джаззі-лаунжевої музики (nu-jazz). Тут виконавець запропонував безліч діджейських прийомів із таких стилів електронної музики, як техно, транс, хаус, а також використав елементи фанку. Цей альбом і приніс виконавцеві славу в Європі. Незадовго до цього (у 2008-му) побачив світ спільний альбом Борстлапа і Брафорда "In Two Minds". Голландець також написав кілька саундтреків до кінофільмів.

Автори: ОЛЬГА ДИКА, ОЛЕГ СИДОРЕНКО (INTV)


Голландца пытали роялем

В рамках Международного джазового абонемента в воскресенье в Большом зале Национальной музыкальной академии выступил голландский пианист и композитор Майкл Бортслап. В тонкости фортепианной игры на рояле, который совсем не годится для выступлений, вслушивалась ТАТЬЯНА ПАНЬКО.
После почти полуторамесячного затишья джазовую жизнь столицы взбодрил долгожданный визит голландского пианиста и композитора Майкла Бортслапа. Программу своего первого украинского концерта, выстроенную преимущественно на джазовых стандартах, он посвятил прошедшему Дню влюбленных. Свое выступление джазмен начал сольной интерпретацией меланхоличной баллады Ричарда Роджерса и Лоренца Харта "My Funny Valentine", в которой он искусно собирал знаменитую тему из осколков аккордов и фраз. Просветляя импровизацию мажорными оттенками в энергичном бите, музыкант снова растворял мелодию в многозначных паузах и импрессионистических звучностях. В этой и следующих семи композициях оригинальный фортепианный стиль господина Бортслапа проявился в игре по струнам руками – многочисленные токкатные приемы и пассажи параллельными терциями, а кое-где он, пожалуй, излишне увлекался радужными глиссандо и трелями.
К чести голландского исполнителя следует отметить, что с почти непосильной задачей – выжать лучшее из откровенно плохого инструмента – он справился практически без потерь. Потому как рояль столичной консерватории способен ввергнуть в состояние глубокого шока любого гастролера, а играть на нем – все равно что писать пейзажи маркером. Приветствуя публику, Майкл Бортслап признался, что сегодня ему впервые в жизни предстоит играть на инструменте с "экстраклавишами". По ходу концерта стало понятно, что пианист имел в виду не какую-то особую конструкцию фортепиано, а его неудовлетворительное состояние, проявлявшееся в неожиданных и нежеланных "блюзовых" интонациях, неумолимом сползании строя среднего регистра вниз и диковинных диссонансах в субконтроктаве. К окончанию полуторачасового сета консерваторский Steinway превратился из темперированного в препарированный и по тембру напоминал разбитое хонки-тонк-пиано, привычное для раннего джаза начала прошлого века.
После заглавного развернутого соло к пианисту присоединились темнокожий голландский барабанщик Сирил Директи и устроитель Международного джазового абонемента, басист Аркадий Овруцкий, на этот раз аккомпанировавший гостям и на контрабасе. Музыканты исполнили бибоповую версию "Just One Of Those Things" Коула Портера, а из разряда абсолютной классики – пару стандартов Дюка Эллингтона. Не обошлось, конечно, в такой мейнстримовой программе и без затейливых вариаций на известные темы Херби Хэнкока, с которым господин Бортслап в свое время успел посотрудничать лично.
В поддержку прошлогоднего альбома Майкла Бортслапа "Eldorado" трио задорно сыграло одну из авторских композиций пианиста: ее латиноамериканский грув оказался особенно близок Аркадию Овруцкому, который забавно пританцовывал под собственные риффы, сменив громоздкий контрабас на родную ладовую бас-гитару. К сожалению, последовавшее далее сольное выступление господина Овруцкого не впечатлило ни драматургией, ни особой техникой. Досадно констатировать и тривиальные проблемы со звуком: несвоевременные "поиски" звукорежиссером баланса приводили к тому, что контрабас терялся даже в трио, а сольные партии бас-гитары звучали неоправданно громко.
Что касается барабанщика, то он на протяжении почти всего концерта особо не усердствовал, отдавая предпочтение несколько аскетичной и жесткой манере игры. Волю рукам он дал только в последней композиции – "Bluesеlle", которая прозвучала так хорошо, будто музыканты весь концерт методично разыгрывались и по-настоящему раскачались только к финалу. Впрочем, зал, который исправно аплодировал в паузах между номерами и в брейках после каждого удачного соло, этой явной перемены, кажется, благодушно не заметил.

Автор: ТАТЬЯНА ПАНЬКО ("Коммерсантъ")
Фото: АЛЕКСАНДР ЯЛОВОЙ


Михил Бортслап играл 20 минут на бис

В прошлые выходные в столичной консерватории играл голландский пианист 42-летний Михил Бортслап. Ему аккомпанировали киевский басист Аркадий Овруцкий и барабанщик из Амстердама Сирил Директи. Посол США Уильям Тейлор, 61 год, сравнил этот концерт с выступлением в Киеве Элтона Джона.

Михил Бортслап пишет музыку для кино, издал книжку об искусстве оперы. Джаз играет с 4 лет. В 2003-м на заказ арабского шейха создал первую арабскую оперу ”Авиценна”. Ее показывал в прямом эфире канал ”Аль Джазира”. В Киеве на концерте Бортслап в частности играл и бил руками по струнам фортепиано.

Уильям Тейлор с женой Деборой пришел на полчаса раньше, чтобы увидеть новый каток на майдане Независимости.

— Мы — почитатели джаза вот с таких лет, — посол прикладывает руку к поясу. — Я влюбился в эту музыку, когда послушал пластинку с записью концерта Рея Чарльза. Бортслапа буду слушать впервые. Его выступление я могу сравнить разве что с приездом сэра Элтона Джона.

Посол садится с женой во втором ряду. В зале аншлаг. Бортслап выходит на сцену с бутылкой воды и полотенцем. На английском здоровается со слушателями. Через 5 мин. появляются Аркадий Овруцкий и Сирил Директи в черном костюме с галстуком и белых кроссовках. Музыканты играют полтора часа, потом еще 20 мин. на бис.

— Вчера выступали в Украинском музыкальном театре в Симферополе, — говорит Овруцкий, вытирая ладонью пот со лба. — В Киев прилетели сегодня утром. В следующий раз привезу в Украину американцев. Кого — секрет! Пусть будет интрига.

Бортслап в Украине впервые. Он четыре дня жил в столичной Президентской ”гостинице”. Побывал на приеме в посольстве Нидерландов. Каждый вечер гулял по Киеву.

— Ваш город архитектурно похож на Вену, — говорит Михил ”ГПУ”. — Перед приездом знал об Украине, что там есть ”Динамо” и Ющенко. Вижу, что люди здесь приветливее, чем в России. Вот только звук в зале плохой.

Бортслап спускается в холл консерватории. Там на раскладке продают его новый альбом ”Эльдорадо” по 100 грн и футболки с названием диска по 80. Раздает автографы и фотографируется с фанами.

— Такой высокий! 2 метра точно есть, — говорит мужу Елена, 25 лет. Женщина на пятом месяце беременности. Муж купил два билета на концерт Бортслапа как подарок для нее на День влюбленных.

Елена на ломаном английском объясняет менеджеру музыканта, что хочет приобрести его диск, но у не только 50 грн:

— Понимаете? Ноу джоб, ноу мани!

Менеджер, глянув на Оксанин живот, подходит к продавцу и шепчет что-то ему на ухо. Тот берет у Елены 50 грн и дает ей диск.

— Мерси! — говорит женщина, пряча его в сумочку.

Авторы: Инна МАЙДАНЮК, Татьяна КЛИШ (gazeta.ua)


Just-трио

Восьмой сезон Международного джазового абонемента открылся выступлением голландского пианиста и композитора Михила Борстлапа, который представил киевским меломанам программу, специально подготовленную ко Дню всех влюбленных

Компанию музыканту составили барабанщик Сирил Директи и традиционно лидер МДА басист Аркадий Овруцкий.

Прежде чем порадовать столичную публику, трио во главе с обладателем престижной награды имени Телониуса Монка (вручается знаменитой корпорацией Би-Эм-Ай лучшим джазовым композиторам) отыграло свою праздничную программу на концерте в Симферополе. Несмотря на то, что господину Борстлапу довелось впервые играть в Украине, это не первый опыт совместного выступления трио — в прошлом году музыканты дали довольно успешный концерт в одном из московских клубов.

Первое, чем удивил пианиста Киев, это собственно музыкальный инструмент, на котором ему предстояло играть. Наличие лишних клавиш весьма позабавило голландского музыканта, о чем он не преминул сообщить собравшейся публике. «Вы нигде такого не увидите, только в Киеве»,— весело прокомментировал Борстлап после короткого приветствия. Поскольку концерт был все же в некоторой степени тематическим, в качестве первой композиции пианист соло сыграл несколько меланхоличную, едва узнаваемую в его интерпретации, My funny Valentine. Публика мгновенно настроилась на лирический лад, однако присоединившиеся к голландцу коллеги, в частности барабанщик Сирил Директи, резко сменили ритм и настроение, и легендарная композиция Коула Портера Just one of those thinks быстро расшевелила зрителей. Особенно зал оценил безумное соло ударника, наградив его шквалом аплодисментов.

Стоит отметить, что наличие опыта совместного выступления музыкантов поклонники джаза прочувствовали мгновенно. Непрерывающийся эмоциональный контакт пианиста-барабанщика в итоге выливался в потрясающие импровизации. Лидер трио взял на себя обязанности общения с залом и лично представлял исполняемые композиции. Естественно, выступление не обошлось без произведения одного из любимых композиторов и музыкантов Борстлапа композиции Хэрби Хэнкока (с которым в свое время сотрудничал голландский пианист). Далее последовала композиция Cherish Your Sunshine (альбом Eldorado, 2008 г.), которая порадовала меломанов, как отрецензировал сам автор, «латино-американским южным грувом». После сольной композиции на басу Аркадия Овруцкого последовал обещанный сюрприз — публика смогла оценить еще и вокальные данные Михила Борстлапа.

Несмотря на то, что голландец не прочь поэкспериментировать с электронным саундом (ярким подтверждаем чему служит Eldorado, при записи которого использовалось множество диджейских приёмов из таких стилей электронной музыки, как техно, транс, хаус), на киевском концерте музыканты обошлись без этих мейнстримовых веяний, отдав все-таки предпочтение собственной интерпретации джазовых стандартов, и таким образом больше запомнившись публике своей профессиональной техникой исполнения и качественными импровизациями, чем модными электронными nu-jazz эффектами.

Автор: Наталья ПАНАФИДИНА ("Экономические известия")


реализация и поддержка: www.uajazz.com