КИЕВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
ДЖАЗОВАЯ АКАДЕМИЯ
Russian English
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ДЖАЗОВЫЙ АБОНЕМЕНТ

Пресса: Джей Ди Уолтер, 4 октября 2008

Джей Ди Уолтер
Люди разучились слушать музыку

Те из киевских любителей джаза, которые в минувшую субботу очередному концерту Международного джазового абонемента предпочли загородный пикник, много потеряли. Нью-йоркский вокалист Джей Ди Уолтер устроил в тот вечер настоящее звуковое шоу. Закрыв глаза, можно было представить, что на сцене присутствует не один певец, а целый вокальный ансамбль.
Дело в том, что Джей Ди помимо виртуозного владения голосом еще и мастерски использует электронику, позволяющую
прямо на сцене обрабатывать и накладывать вокальные артии и добиваться богатого полифонического звучания

Хрестоматийный вопрос о мотивах выбора джазовой карьеры в вашем случае приобретает особый смысл: родители - музыкальные педагоги, а вы с раннего детства занимались хоровым пением, исполняли классический репертуар. И вдруг джаз...

Действительно, у нас была очень музыкальная семья. Мама преподавала фортепиано и вокал, все мои сестры играли на фортепиано, и я с детства слышал Шопена, Листа, Баха. Потом начал петь в хоре, выступал в очень известных хорах мальчиков, мы много гастролировали, встречались с очень популярными классическими исполнителями. Потом у меня сломался голос, я перестал петь в хоре, расстроился и, чтобы отвлечься, переключился на ударные инструменты, стал играть в школьных джаз-бендах. Тогда же я начал слушать джазовые записи и открыл для себя джазовое пение. Отчасти увлечение джазом было формой легкого протеста против воли родителей - они настаивали, чтобы я занимался классическим вокалом.

Джаз первой половины прошлого века дал миру великих вокалистов, имена которых известны не только любителям джаза. А что происходит с джазовым вокалом сейчас, по какому пути он развивается?

Свою историю важно и нужно знать. Я внимательно изучал творчество Эллы Фитцджеральд, Луи Армстронга, Бебс Гонсалес, Билли Холлидея, Бетти Картер. Это мои любимые вокалисты. Но джаз не стоит на месте, он непрерывно эволюционирует, хотя и не все это осознают. Среди современных вокалистов есть много тех, которые поют то, что я бы определил как "музейный джаз".

Возьмем для примера Даяну Кролл или Нору Джонс. Продюсеры и обозреватели называют это джазом, но это скорее фоновая, интерьерная музыка.

Не хочу, чтобы мою музыку использовали в качестве фона на вечеринках. Музыку нужно слушать внимательно и серьезно, как слушают поэтов и философов. А получается наоборот - музыка сегодня преимущественно существует как компонент в комплексе развлечений. Капиталистическая система использует ее как инструмент для обогащения: например, чтобы удерживать людей в кафе или ресторане, обеспечивая им приятное времяпрепровождение. Вот почему появился и существует поп-джаз. Мне неинтересно делать такое. Я хочу чтобы люди либо слушали мою музыку, либо нет. И хочется надеяться, что своей музыкой я хоть иногда побуждаю людей к внимательному слушанию.
Что же касается общей направленности, я бы сказал, что меня больше интересует то, куда движется джаз, а не то, каким он был и где находился прежде.

Наверное, поэтому вы и начали использовать прямо на сцене электронику, которую джазовые вокалисты в лучшем случае использовали при работе в студии?

Если вдуматься, то это немного странный вопрос. Вот все мы уже много лет слушаем электрогитару, восхищаемся ее звучанием, и мало кому в голову приходит разбираться в том, какие эффекты используются гитаристом. Но вот когда вокалист начинает использовать электронику, все начинают задаваться вопросами: почему? зачем? А почему бы нет? Это вдохновляет меня, позволяет получать новое звучание, обогащать ритмику, фактуру.

Какую музыку вы слушали в последнее время?

Вчера я слушал Ференца Листа в исполнении Владимира Горовица, немного хип-хопа, Майлса Девиса. Еще я слушал музыку нью-йоркских джазменов - трубача Расселла Ганна, саксофониста Шеймаса Блейка, басиста Бориса Козлова. Меня часто спрашивают, что я слушаю. Я всегда отвечаю - я слушаю своих друзей. Почему? Потому что они замечательные.n

16 ноября в программе "Международного джазового абонемента" - певица Кармен Ланди

Беседовал ВЛАДИМИР СТАСЕНКО
(Газета "Комментарии:")


ЛЮДИНА-ХОР НА ЙМЕННЯ ВОЛТЕР

Американський музикант Джей Ді Волтер зараз мандрує Україною. Минулого тижня його слухали у Дніпропетровську і Києві, згодом непересічного вокаліста побачать у Харкові. Саксофоніст Дейв Лібман назвав голос Волтера "унікальним інструментом". У тому, що Лібман має рацію, переконатися неважко.

До української столиці Джей Ді Волтер завітав у рамках програми "Міжнародного джазового абонементу", та назвати джазом його творчість - надто сміливий крок. Скажемо так - не зовсім джаз, не тільки джаз. Із джазовою традицією не надто поєднується широке використання сучасної електроніки, а саме цим займається не тільки в студії, а й на "живих" концертах Джей Ді Волтер. Завдяки електронному пульту він розширює можливості свого голосу, і в рамках однієї композиції можна почути водночас бас, баритон, тенор, і всі ці голоси належатимуть Волтеру! Власне, в деяких власних творах він просто "дискутує" з самим собою, жодних помічників не треба!

Та все ж саме джаз є для американського вокаліста відправною точкою, тому на київському концерті компанію йому склали Родіон Іванов (рояль), Дональд Едвардс (ударні) і організатор виступу Аркадій Овруцький (контрабас). Експериментальний українсько-американський квартет знайшов спільну мову достатньо швидко, тому соло Родіона Іванова за роялем органічно змінювали ударні серії Дональда Едвардса, а голос Волтера в одному з епізодів цілком успішно замінив контрабас Овруцького. Іноді здавалося, що не зайвим у цій компанії був би ще й саксофон, та вже за мить Джей Ді Волтер пропонував музичний хід, який ніби підтверджував - лише здавалося.
Чи не єдина, але дуже суттєва вада київського концерту американського вокаліста - нечисленність публіки. У партері не надто великої зали Київської музичної академії була заповнена заледве половина місць, ще кілька десятків шанувальників музики залишилися на балконах. Здається, Джей Ді Волтер заслуговує на більшу увагу, тож організаторам концертів "Міжнародного джазового абонементу" є над чим працювати.

Автор: Антон ШУЛЬГА ("Демократична Україна")



реализация и поддержка: www.uajazz.com